|
Инновационная деятельность |
Приказ ДО и МП ХМАО- Югра №1489 от 03.10.2016 "О присвоении статуса региональной инновационной площадки"
Программа региональной инновационной площадки
"Школа народной культуры с этнокультурным компонентом образования"
Наименование организации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шугурская средняя общеобразовательная школа
Тема инновационного проекта (программы) Школа народной культуры с этнокультурным компонентом образования.
Направление деятельности (согласно приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.09.2015 № 10-П-12-96 «Об утверждении основных направлений деятельности региональных инновационных площадок Ханты-Мансийского автономного округа – Югры») Реализация региональной и этнокультурной составляющей основных образовательных программ.
Информационный раздел |
Полное наименование организации с указанием муниципального образования |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шугурская средняя общеобразовательная школа, МО Кондинский район |
Место нахождения организации-соискателя (юридический адрес) |
628230, ул. Школьная 8, д. Шугур Тюменская область, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, Кондинский район |
Место нахождения организации-соискателя (фактический адрес) |
628230, ул. Школьная 8, д. Шугур Тюменская область, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, Кондинский район |
Адрес сайта организации |
http://shugur.edusite.ru |
Электронная почта организации |
Shugur_school@mail.ru
|
ФИО руководителя организации |
Нохова Эмилия Максимовна |
Электронная почта и контактные телефоны руководителя организации |
Nohovaem@mail.ru
(34677)52045 |
Целевой раздел |
Цель (цели) предлагаемого проекта (программы) |
Разработка и апробирование на практике эффективной модели этнообразовательного пространства (в сочетании с православными традициями) через интеграцию общего и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС ДО, НОО, ООО.
|
Задачи предлагаемого проекта (программы) |
1. Создать единую информационную систему по воспитательным и культурным мероприятиям, что предполагает систематический сбор, квалифицированное аннотирование планируемых культурных мероприятий социума, района, для всех социальных институтов сферы одного времени, органичное включение их в социо-воспитательный процесс;
2. Апробировать модель интеграции общего и дополнительного образования в условиях ОО;
3. Разработать, апробировать и теоретически обосновать модель взаимодействия школы и социальных партнеров;
4. Разработать и апробировать нормативно – правовое сопровождение процесса интеграции в условиях ОО;
5. Разработать и апробировать образовательные программы дополнительного образования, обеспечивающие процесс интеграции общего и дополнительного образования. Разработать совместные проекты, направленные на совершенствование обучения, воспитания и творческого развития детей;
6. Сформировать систему работы с одаренными детьми, создать и накопить базы данных об участниках работы, банков заданий и задач повышенного уровня, учебной и методической информации, передового опыта с одаренными детьми;
7. Создать условия для развития педагогических инициатив, повышения квалификации и мотивации к инновационной деятельности в условиях интеграции общего и дополнительного образования;
8. Разработать и апробировать научно-методическое сопровождение в условиях интеграции;
9. Разработать и апробировать модель мониторинга, диагностических материалов в условиях интеграции общего и дополнительного образования;
10. Разработать и апробировать модель управления инновационной деятельностью в условиях реализации проекта. |
Основная идея (идеи) предлагаемого проекта (программы) |
Новизной данного проекта является:
- разработка и внедрение модели эффективной модели этнообразовательного пространства (в сочетании с православными традициями) через интеграцию общего и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС ДО, НОО, ООО;
- разработка и апробация нормативно – правового обеспечения процесса интеграции;
- разработка и апробация механизмов эффективной реализации данной модели в условиях развития инновационной деятельности и введения ФГОС;
- разработка и апробация модели управления в условиях развития инновационной деятельности, интеграции общего и дополнительного образования;
- внедрение современных форм и методов занятий творческих объединений дополнительного образования детей;
- разработка и апробация мониторинга инновационной деятельности в рамках сотрудничества с социумом сельского поселения, социального партнерства и взаимодействия;
- разработка и апробация психолого – педагогического сопровождения инновационной деятельности;
- апробация программного и методического обеспечения и сопровождения в условиях инновационной деятельности.
В ходе реализации инновационного проекта предполагаются изменения:
- в системе и процессе организации дополнительного образования в условиях МБОУ Шугурской СОШ;
- в учебно – воспитательном процессе и внеурочной деятельности ОО.
Данный проект актуален и значим для муниципальной и региональной систем образования. Он позволит:
- объединить усилия педагогического сообщества и социума сельского поселения, района в решении проблем гражданско – патриотического воспитания, успешной социализации школьников;
- апробировать модель взаимодействия социума сельского поселения, района и школы как сетевого в новых условиях финансирования, внедрения ФГОС;
- апробировать современные формы и методы работы с педагогическими кадрами по данным направлениям;
- апробировать современные формы внеурочной деятельности с привлечением специалистов;
- предложить современные механизмы реализации целевых программ и проектов в данной сфере. |
Обоснование его (ее) значимости для развития системы образования |
Интегративное пространство обеспечивает: -целостность всей образовательной системы школы, с одной стороны, и многообразность с другой; -определенную стабильность и постоянное развитие; -решение общих и индивидуальных проблем как педагогов, так и обучающихся; - необходимый уровень знаний, умений и навыков школьников и развитие их эмоционально – образной сферы, формирование духовно – нравственных качеств; -сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных модулей и технологий;
- поддержание школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогических коллективов; -сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей из числа работников культуры, науки, желающих работать с детьми. Содержательная сторона воспитательного процесса строится по принципам:
сохранения и отработки всех удачных, состоявшихся, эффективных моментов;
учета и анализа неудачного опыта, внесения корректив;
поиска нового или апробация уже знакомого опыта в условиях МБОУ Шугурской СОШ.
Данный проект рассчитан на 3 года (2017-2019 годы). Он предполагает как исследование отдельных проблем, так формирование и апробацию моделей, программ, технологий, методов и форм. |
Содержательный раздел (инновационный проект (программа)) |
Исходные теоретические положения проекта (программы) |
МБОУ Шугурская СОШ развивается как общественно-активная школа. Модель развития школы определяет и миссию образовательного учреждения:
- школа – социо-культурный центр д. Шугур;
- место образования и развития детей и взрослых членов местного сообщества, имеющее возможность привлечения всех ресурсов (материальных, социальных, духовных) местного сообщества для развития школы, выхода в открытое образовательное и воспитательное пространство обучающихся, создания благоприятных условий для реализации добровольческих гражданских инициатив.
Школа как ОАШ имеет достаточно успешный опыт социального взаимодействия и сотрудничества:
- 1995 – 1998 г.г. Проект «Возрождение культуры и традиционных видов хозяйственной деятельности кондинских манси»;
- 2000-2003 г.г. Проект «Внедрение современных технологий на принципах природосообразности в условиях национальной школы»;
- 2010г МОУ Шугурской СОШ присвоен статус окружной инновационной площадки. Тема экспериментальной деятельности: «Формирование модели предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников в обшеобразовательном учреждении с этнокультурным содержанием образования как фактор готовности их к современной жизни»;
- 2012 г. – Проект «Школа социокультурный центр»;
- 2013 г. – Проект « Этно- эколаборатория «Ма-вит эрыг (Песнь природы)»»;
- 2015-2016г.г. Проект «Этно - экологическая образовательная среда в обеспечении профессионального самоопределения личности».
Ведущей идеей осуществления инновационной деятельности в ОУ является идея создания единого этнокультурного образовательного пространства.
Предметом инноваций стали следующие направления образовательной деятельности:
- духовно – нравственное «СВЯЗЬ ВРЕМЁН»;
- общекультурное «ПОЗНАЙ СЕБЯ»;
- общеинтеллектуальное «ИГРЫ РАЗУМА»;
- спортивно - оздоровительное направление «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ И ТЕЛА»;
- социальное направление «МИР ВОКРУГ НАС». |
Этапы реализации проекта (программы) по учебным годам |
1 этап – подготовительный (2017 год)
Цель: 1. Разработка модели интеграции общего и дополнительного образования;
2. Разработка интегрированных программ дополнительного образования различных направленностей, позволяющих значительно расширить образовательные и воспитательные возможности школы.
Задачи:
1. Изучить нормативно-правовую базу и опыт работы школ по проблеме интеграции дошкольного, общего и дополнительного образования детей, определить эффективные технологии, формы, методы интеграции общего и дополнительного образования в условиях конкретной среды;
2. Провести исследование по изучению потребностей и интересов учащихся и родителей в дополнительном образовании;
3. Создать рабочую группу для разработки модели в рамках проекта, для определения теоретических позиций на основе анализа научной литературы и педагогической практики в области интеграции общего и дополнительного образования;
4. Выявить ресурсы для осуществления процесса интеграции и реализации проекта;
5. Разработать диагностические материалы по развитию инновационной деятельности и адаптации к современным социокультурным условиям;
6. Разработать нормативно – правовую базу реализации проекта и процесса интеграции.
2 этап – практический (2017-2018 учебный год) Цель: Реализация инновационного проекта интеграции общего и дополнительного образования; выработка стратегии взаимодействия педагогов основного и дополнительного образования, через разработку программ и совместную деятельность. Задачи:
1. Апробировать модель интеграции основного и дополнительного образования - взаимодействие при организации внеурочной деятельности общего и дополнительного образования;
2. Создать и апробировать модель взаимодействия школы и социальных партнеров;
3. Разработать локальные акты и методики в рамках проекта;
4. Апробировать программы дополнительного образования;
5. Провести психолого-педагогический мониторинг эффективности реализации проекта;
6. Реализовать мероприятия по социально - педагогической поддержке ученика в процессе интеграции;
7. Апробировать обеспечение и сопровождение проекта.
3 этап – обобщающий (2018-2019)
Цель: Обобщение опыта работы и подведение итогов деятельности ОО в рамках реализации проекта. Задачи:
1. Провести мониторинг и диагностику итогов реализации проекта;
2. Разработать и опубликовать методические рекомендации по реализации инновационного проекта;
3. Выявить перспективы и определить пути дальнейшего развития школы по данному направлению;
4. Соотнести результаты реализации проекта с поставленными целями и задачами;
5. Обобщить и оформить результаты инновационной работы;
6. Сформулировать выводы и практические рекомендации, опубликовать материалы, статей, распространить опыт, провести итоговые семинары.
|
Содержание проекта (программы), (краткое описание) |
Процесс внутренней интеграции дополнительного и других сфер общего образования реализуется через осуществление межпредметных связей, создание интегрированных программ, включение в образовательные занятия элементов досуговой деятельности, разработку программ углубленного изучения предметов, реализация проектов по воспитанию и дополнительному образованию. |
Методы деятельности по реализации проекта (программы) |
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по различным аспектам исследуемой проблемы; системное изучение лучшего опыта школ и внешкольных учреждений; проектирование; моделирование.
Эмпирические методы: прямое, косвенное наблюдение; анкетирование; тестирование учащихся, учителей и родителей; анализ продуктов творческой деятельности школьников. |
Прогнозируемые результаты по каждому этапу реализации проекта (программы) |
Главными показателями успешности реализации подготовительного этапа (2017 год) проекта могут быть:
- развитие интеграционных процессов в ОУ;
- модернизация методической службы школы;
- профессиональный и личностный рост педагогов;
- сформированность моделей (интеграции, управления, мониторинга и т.д.) в рамках проекта;
- наличие модели интеграции общего и дополнительного образования;
- наличие диагностических материалов для проведения исследований;
- обновление (разработка) программ дополнительного образования.
На практическом этапе реализации проекта главными показателями успешности реализации проекта могут быть:
- функционирование модели интеграции общего и дополнительного образования детей;
- созданы условия для развития педагогических инноваций в образовании, механизма интеграции общего и дополнительного образования;
- проведение научно-практических районных семинаров, консультаций по проблемам интеграции общего и дополнительного образования детей в образовательном учреждении;
- уровень активности, результативности школьников в мероприятиях разного уровня;
- степень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения;
- уровень проектной и исследовательской культуры школьников;
- уровень психологической комфортности в коллективе.
На обобщающем этапе реализации проекта главными показателем являются:
- уровень результативности участия воспитанников и школьников в мероприятиях разного уровня;
- степень удовлетворенности родителей работой ОО;
уровень психологической комфортности в коллективе;
- реализуемость программ;
- повышение качества образовательного процесса в ОУ на интеграционной основе;
- повышение уровня профессионального мастерства педагогов ОО;
- методические рекомендации по условиям реализации модели интеграции общего и дополнительного образования детей;
- освоение учениками социального опыта, приобретение ими навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
- самоопределение ученика в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. |
Необходимые условия организации работ по реализации проекта (программы) |
Использование ИКТ (этот ресурс дает возможность изменить масштабы деятельности, использовать дополнительные возможности для развития
профессиональных контактов, повысить оперативность деятельности);
Аналитическая деятельность (позволяет усилить воздействие на практическую деятельность школы за счет выявления связей между достигнутыми результатами и факторами их достижения; использование данного ресурса предполагает переход от констатации фактов и их оценки к анализу процессов, происходящих в муниципальной, региональной системе образования, их объяснению и прогнозированию). |
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов реализации проекта (программы) |
Общее руководство реализацией проекта осуществляет директор МБОУ Шугурской СОШ Э.М.Нохова, которая создает нормативно – правовые условия реализации проекта в учреждении, кадровое обеспечение проекта, финансирование повышения квалификации педагогов, стимулирование педагогов.
Координирование проекта выполняют заместители директора С.С.Попова (учебная работа), И.С.Бринстер (воспитательная работа), О.А.Шутко (дошкольное образование), которые осуществляют стратегическое и тактическое планирование работы, курируют и контролируют деятельность проблемно-творческих групп в рамках проекта, осуществляют анализ деятельности, при необходимости корректируют план инновационной деятельности; проводят диагностику и мониторинг результатов инновационной деятельности в рамках проекта по заявленным методикам и тестам в соответствии с планом.
Реализация проектных мероприятий осуществляется проблемно-творческими группами педагогов. Инновационный проект реализуется среди участников образовательного процесса (обучающиеся, воспитатели, классные руководители, педагоги, педагоги ДО, родители), жителей местного сообщества.
Мониторинг проектной деятельности включает в себя: анкетирование, опрос, беседы с педагогами, обучающимися, родителями общеобразовательного учреждения, участниками проекта, анализ эффективности используемых педагогических средств, анализ реализации образовательных программ, диагностики детей, плана реализации мероприятий в рамках проекта. В рамках мониторинга реализации проекта предполагается проведение следующих мероприятий:
исследование по изучению потребности и интересов учащихся и родителей в дополнительном образовании, изучение нравственно-психологического климата в школе, определение уровня воспитанности учащихся, мониторинг сформирования социальной компетентности обучающихся, мониторинг отношения участников проекта к организации деятельности школы в области ДО, мониторинг деятельности объединений ДО на базе ОУ: количество и качество мероприятий, сохранность контингента обучающихся и др.
мониторинг количества детей, педагогов, жителей местного сообщества, которые приняли участие в осуществлении проекта, в проведении мероприятий в рамках проекта, поэтапное отслеживание и диагностика результатов инновации, мониторинг эффектов реализации проекта (итоговый). |
Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта (программы) |
- Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. СПб: Детство – Пресс,2011;
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников, Мозаика – синтез Москва, 2008;
- Инновационные процессы в ДОУ. СПб: Детство – Пресс,2011;
- Михальский Д.В. Народная педагогика как средство социализации личности школьника в сфере национально-регионального образования // Проблемы
формирования профессиональной компетентности педагога в контексте личностно ориентированной парадигмы образования: сборник научных
материалов пятой окружной научно-практической конференции «Знаменские 153 чтения». Сургут: РИО СурГПУ, 2006;
- Поташник М.М., Левит М.В. Предметные, метапредметные и личностные результаты – оценка невозможного // Народное образование. 2014. №8. С. 120-129;
- Реализация этнокультурного образования коренных малочисленных народов Севера // Официальный сайт Администрации ХМАО – Югры . URL:
http://www.admhmao.ru;
- Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов) / Е. И. Ромбандеева, Администрация Ханты-
Мансийского автономного округа, Научно-исследовательский институт
социально-экономического и национально-культурного возрождения обско-
угорских народов. Сургут: Сев. дом, 1993;
- Руднева Т.И. Национальное воспитание: этнические традиции. Москва- Самара: МГПУ, 2002;
- Рудь Н.Н. Индивидуально-личностный подход к обучению младших школьников коренных малочисленных народов Севера: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2011;
- Сборник международных правовых актов, федеральных законов, законов автономного округа, нормативно-правовых актов по вопросам коренных
малочисленных народов Севера / Сост. Е.Е. Пилипенко; Под ред. Е.Д. Айпина,
Н.Г. Алексеевой, Т.С. Гоголевой. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005;
- Стародубцева И.А. Психолого-педагогические основы проектирования и организации семейного образования: дис. …канд. пед. наук. Сургут, 2007;
- Федорова С.Н. Этнокультурное образование как фактор сохранения и развития народа // Вестник. Сургутский государственный педагогический
университет. №4 (7). 2009. С. 5-11;
- Хайруллина Н.Г., Харамзин Т.Г. Обские угры (ханты и манси) (социологические исследования материальной и духовной культуры). Тюмень:
ТюмГНГУ, 2003;
- Шаймарданов Р.Х. Нужны ли нам национальные школы? // Лаборатория исследований в сфере этнического образования. Сургутский государственный педагогический университет. Выпуск 2. Февраль. 2011;
- Шаймарданов Р.Х. Сущность современной национальной культуры и проблемы национальной школы // Этнос. Образование. Личность. Вып. 15. Ч.1.: Педагогика любви и примера. III Всероссийские этнопедагогические Волковские
чтения. Якутск: ИПКРО им. С.Н. Донского-II, 2010; |
Календарный план реализации проекта (программы) с указанием сроков реализации по этапам |
Приложение №1 |
Перечень конечной продукции (результатов) |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- создание единого образовательного пространства для полноценного личностного развития школьников за счет взаимодействия основного и дополнительного образования детей как равноправных, взаимодополняющих друг друга компонентов;
- наличие эффективной, функционирующей системы социального партнерства, расширение их количества;
- наличие организованного взаимодействия структур дополнительного образования со школой и элементами ее воспитательной системы;
- переход от разрозненных форм общего и дополнительного образования к целостной образовательной системе в условиях общеобразовательного учреждения, внедрения стандартов нового поколения;
- повышение качества образования;
- сформированность моделей (интеграции, управления, мониторинга и т.д.) в рамках РИП;
- формирование устойчивого интереса и мотивации детей к собственной учебной деятельности;
- оптимизация учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения через внедрение интегрированных технологий преподавания;
- повышение психологической комфортности в школе;
- расширение «воспитательного пространства» для самореализации личности школьников, развития творческих способностей, формирования готовности к жизненному самоопределению;
- наличие разработанных диагностических материалов для проведения исследований;
- наличие обновленных (разработанных) программ дополнительного образования;
- наличие нормативно – правовой базы реализации проекта и процесса интеграции общего и дополнительного образования;
- профессиональный рост педагогов;
- увеличение удельного веса родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников;
- взаимодействие образовательного учреждения и организаций и учреждений микросоциума;
- рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности;
- увеличение удельного веса обучающихся, готовых к успешной адаптации в социуме;
- увеличение удельного веса обучающихся, готовых к саморазвитию;
- повышение уровня воспитанности, уровня развития коммуникативных навыков, организаторских способностей школьников;
- увеличение удельного веса образовательных учреждений, вовлеченных в воспитательную деятельность по формированию инициативности и творчества через ресурсы дополнительного образования;
- снижение количества правонарушений среди несовершеннолетних;
- рост общей активности школьников при проведении мероприятий разного уровня;
- повышение результативности участия школьников в мероприятиях разного уровня;
- включение родителей в образовательный и воспитательный процесс;
- укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка;
- повышение уровня проектной и исследовательской культуры школьников;
- наличие апробированной модели интеграции общего и дополнительного образования в условиях ОО;
- публикации итогов проекта.
Что дает реализация проекта и участие в нем участникам проекта?
- взаимодействие, кооперация, интеграция усилий педагогов общего и дополнительного образования;
- отслеживание личностного роста ребенка и осуществление коррекционно-развивающей работы;
выявление и развитие склонностей и способностей детей к различным видам деятельности;
- адекватность современным требованиям образования и воспитания;
- решение целого комплекса педагогических задач;
- объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем;
- появление новых перспектив развития;
- создание условий для детского творчества в области искусства и спорта;
- увеличение пространства развития творческой и познавательной активности;
- позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения;
- позволяет обучающимся демонстрировать способности, невостребованные основным образованием;
- позволяет ребенку реализовывать лучшие личностные качества;
- вовлечение в творческую деятельность учащихся, педагогов, родителей;
- воспитание гармонично-развитой личности;
- возможность выстраивать и реализовать вместе со школой единую стратегию развития личности ребенка.
Реализация данного проекта будет способствовать развитию социальной и творческой активности участников образовательного процесса, если:
1. будут созданы оптимальные условия для совместной деятельности педагогов и обучающихся;
2. приемы, формы, методы и технологии обучения и воспитания будут подбираться на основе диагностики, и соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
Создание единого интеграционного пространства является мощнейшим фактором развития не только школьников, но и образовательного учреждения, но и той социальной среды, в которой функционирует данное образовательное учреждение. Возрастает роль социального заказа образовательному учреждению, что ведет к усилению влияния образовательного учреждения на детей, их родителей и социальную среду, к созданию особого этнокультурного пространства, непрерывному повышению его качества. |
Обоснование возможности реализации проекта (программы) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования или предложения по содержанию проекта нормативного правового акта, необходимого для реализации проекта (программы) |
Содержательные и процессуальные характеристики
проекта находятся в строгом соответствии действующему законодательству:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями));
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.07.2013 № 68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (с изменениями на 30 января 2016 года)»;
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия;
- ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 – 2020 годы)»: постановление Правительства РФ от 20.08.2013, № 718;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (ред. от 18.12.2012) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 г. №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
- Приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 5 февраля 2014 г. №112 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»;
- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2013 №63 «Об утверждении Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». |
Решение органа самоуправления организации на участие в реализации проекта (программы) (выписка из Протокола органа государственно-общественного управления организацией-соискателем) |
Решение Управляющего совета МБОУ Шугурской СОШ (протокол № 3 от 15.06.2016) о ходатайстве перед экспертным советом о присвоении региональной инновационной площадки МБОУ Шугурской СОШ в направлении - Реализация региональной и этнокультурной составляющей основных образовательных программ по теме «Школа народной культуры с этнокультурным компонентом образования». |
Предложения по распространению и внедрению результатов проекта (программы) в массовую практику |
Тиражирование и трансляция положительного опыта инновационной работы будет осуществляться через издание, размещение в электронных базах, на Интернет-ресурсах педагогических продуктов инновационной деятельности (пакет документов, программ, рекомендаций) и систему массовой методической работы. |
Обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации, включая механизмы его (ее) ресурсного обеспечения |
Критериями эффективности реализуемого проекта являются:
- сформированность нормативной базы реализации модели с учетом современных условий и изменений;
- изменение мотивационных уровней педагогов и обучающихся;
- качественные изменения целеполагания и содержания процесса воспитания, условий и механизмов его организации;
- качественные и количественные изменения результатов деятельности воспитанников, школьников и педагогов;
- системное функционирование организационных структур в области воспитания и дополнительного образования.
Показателями эффективности инновационного проекта являются:
- удовлетворенность всех субъектов реализацией проекта;
- повышение эффективности учебно-воспитательного процесса за счет:
- осуществления единой политики в области обучения, воспитания и развития детей;
- перехода от разрозненного набора воспитательных мероприятий, кружков, секций и факультативов к выстраиванию целостного образовательного пространства;
- рост мотивации обучающихся в сферах познавательной, проектной и исследовательской деятельности;
- развитие творческого потенциала обучающихся, навыков адаптации к современному обществу, умения полноценно организовывать свободное время;
- увеличение количества и качества образовательных программ дополнительного образования;
- повышение качества предлагаемых услуг и увеличение количества участников;
- активное включение родителей в воспитательный процесс;
- сохранность контингента обучающихся;
профессиональный рост педагогов, отработка механизма обмена опытом работы. |
Календарный план
реализации проекта (программы) с указанием сроков реализации по этапам
1 этап – «организационный»
№ п/п |
Мероприятие |
Задачи |
Участники |
Сроки |
Ответственные |
Ожидаемые результаты |
1 |
Создание проблемно творческой группы
|
Разработка проекта «Школа народной культуры с этнокультурным компонентом образования»; определение параметров интеграции основного и дополнительного образования, максимально содействующих развитию у обучающихся коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного совершенствования для их успешной социализации. |
Рабочая группа |
2017 г |
Директор |
Разработка модели этнообразовательного пространства (в сочетании с православными традициями) через интеграцию общего и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС ДО, НОО, ООО.
|
2 |
Решение вопросов кадрового обеспечения для реализации проекта |
Определить кадровый состав участников проекта
|
|
|
Директор |
Наличие кадров для реализации проекта
|
3 |
Разработка диагностических материалов
|
Разработать диагностические материалы.
Определить творческий потенциал личности школьника и уровень мотивации обучающихся и воспитанников в условиях интеграции основного и дополнительного образования |
Рабочая группа психолог, учащиеся
|
|
Заместители директора |
Наличие диагностических материалов для проведения исследований
|
4 |
Установление договорных отношений между школой и социальными партнерами, подготовка проектных договоров.
|
Заключить договоры о взаимном сотрудничестве с организациями и учреждениями микросоциума
|
|
|
Директор |
Увеличение количества объединений дополнительного образования в школе
|
5 |
Разработка программ дополнительного образования, учебных курсов, предметов, внеурочной деятельности |
Разработать комплексные программы в условиях ОО
|
Педагоги |
|
Заместители |
Наличие комплексных программ с этнокультурным компонентом образования
|
6 |
Проведение совещаний
|
Обучение педагогов работе в новых условиях, выявление проблем и затруднений, отслеживание результатов, методическая помощь участникам проекта
|
Педагоги |
|
Директор |
Формирование единого образовательного пространства стимулирование творческой активности педагогов, повышение педагогической квалификации педагогов |
7 |
Аналитический отчет
|
Предоставить аналитические материалы всех участников инновационного проекта |
Педагоги |
|
Заместители |
Уровень реализации поставленных задач в рамках первого этапа |
8 |
Проведение традиционных, календарных праздников, мероприятий |
Реализация направлений проекта через коллективную и творческую деятельность, социальное партнёрство. |
обучающиеся, педагоги, родители, социальные партнёры |
в течение всего периода |
Заместители, педагог - организатор |
Развитие партнерских отношений, анализ состояния материально – технической базы |
2 этап – «реализационный»
№ п/п |
Мероприятие |
Задачи |
Участники |
Сроки |
Ответственные |
Ожидаемые результаты |
1 |
Разработка и апробация новых технологий и методик, годового цикла дел, направленных на развитие модели этнообразовательного пространства (в сочетании с православными традициями) |
Увеличить этнообразовательную составляющую, направленную на развитие творческих способностей школьника |
Педагоги |
|
Методист |
Повышение творческого потенциала личности школьника.
|
2 |
Формирование информационно-методического банка программ, методических рекомендаций, разработок педагогов |
Создать методический фонд педагогических разработок. Обобщение и распространение имеющегося опыта. |
Педагоги |
|
Заместители |
Наличие банка данных и методического фонда педагогических разработок
|
3 |
Обновление нормативно- правовой базы воспитательной деятельности
|
Обновить нормативно- правовую базу воспитательной деятельности. |
Администрация |
|
Директор |
Обновление нормативно- правовой базы воспитательной деятельности. |
4 |
Семинары, круглые столы в рамках повышения профессионального мастерства педагогов |
Провести обучающие и проектные семинары, мастер-классы, круглые столы в рамках реализации проекта |
Рабочая группа |
|
Методист |
Совершенствование профессионального мастерства педагогов, обучение новым интерактивным технологиям, методам группового взаимодействия |
5 |
Апробация и внедрение новых форм и методов личностно ориентированных технологий, и технологий воспитания
|
Апробировать использование новых форм и способов в учебно-воспитательном процессе, приемов, методов воспитания |
Педагоги |
|
Заместители |
Наличие апробированной методики и технологии по развитию творческой личности школьников в условиях ОО. |
6 |
Исследование эффективности уровня удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью школы в рамках реализации проекта (2 этап) |
Исследовать эффективность уровня удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью школы.
|
Участники образовательных отношений |
|
Заместитель по ВР |
Изменение уровня удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью школы.
|
7 |
Деятельность творческой группы, творческих лабораторий педагогов. Создание творческих групп педагогов-единомышленников, по решению проблем этнокультурного пространства
|
Создать творческие группы педагогов по решению проблем этнокультурного пространства
|
Педагоги |
|
Методист |
Активная работа творческих групп ,по решению проблем этнокультурного пространства |
|
8 |
Аналитический отчет
|
Предоставить аналитические материалы всех участников инновационного проекта |
Педагоги |
|
Директор |
Уровень реализации поставленных задач в рамках второго этапа.
|
9 |
Проведение традиционных, календарных праздников, мероприятий |
Реализация направлений проекта через коллективную и творческую деятельность, социальное партнёрство. |
обучающиеся, педагоги, родители, социальные партнёры |
в течение всего периода |
Заместители, педагог - организатор |
Увеличение качества и количества достижений обучающихся в конкурсах и мероприятиях различной направленности |
3 этап – «обобщающий»
№ п/п |
Мероприятие |
Задачи |
Участники |
Сроки |
Ответственные |
Ожидаемые результаты |
1 |
Систематизация приемов и методов по созданию для обучающихся этнокультурного образовательного пространства
|
Систематизировать и обобщить имеющийся опыт работы в учреждении по созданию для обучающихся этнокультурного образовательного пространства |
Администрация |
|
Директор |
Систематизация приемов и методов по созданию для обучающихся этнокультурного образовательного пространства |
2 |
Научно-практическая конференция «Развитие этнообразовательного пространства (в сочетании с православными традициями) через интеграцию общего и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС ДО, НОО, ООО» |
Организовать и провести научно-практическую конференцию; обобщить и распространить имеющийся опыт.
|
Рабочая группа |
|
Методист |
Проведение научно-практической конференции, открытых мероприятий по обобщению и распространению опыта.
|
3 |
Подготовка аналитических материалов об итогах работы по реализации проекта
|
Подготовить аналитический материалов об итогах работы по реализации проекта |
Педагоги |
|
Заместители |
Оформление аналитических материалов об итогах работы по реализации проекта |
4 |
Подготовка методических пособий, рекомендаций, публикаций статей по созданию этнообразовательного пространства через интеграцию общего и дополнительного образования.
|
Подготовить методические пособия, рекомендации, публикации статей по созданию этнообразовательного пространства через интеграцию общего и дополнительного образования |
|
|
|
Публикация методических пособий, рекомендаций, статей по созданию этнообразовательного пространства через интеграцию общего и дополнительного образования. |
5 |
Проектирование перспектив, путей и способов дальнейшего развития образовательного учреждения по направлению |
Спланировать дальнейшее развитие данной деятельности в образовательном учреждении
|
Рабочая группа |
|
Директор |
Наличие плана дальнейшего развития образовательного учреждения по направлению |
6 |
Аналитический отчет
|
Предоставить аналитические материалы всех участников инновационного проекта |
Администрация |
|
Директор |
Уровень реализации поставленных задач в рамках третьего этапа.
|
7 |
Проведение традиционных, календарных праздников, мероприятий |
Реализация направлений проекта через коллективную и творческую деятельность, социальное партнёрство. |
обучающиеся, педагоги, родители, социальные партнёры |
в течение всего периода |
Заместители, педагог - организатор |
Повышение уровня воспитанности обучающихся; воспитание толерантности; определение перспектив развития. |
|
|
|
| |